Год назад в нашем издательстве в серии "Малая Классика Речи" вышла повесть Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда", один из ярких образцов "лейтенантской" прозы. Это повесть не столько про героизм и победы, хотя каждый из персонажей по праву может называться героем, сколько про внутренний страх, растерянность, привычку к смерти, умение сохранить человечность даже там, где людей уже не остается.Гравюры Вадима Ростовцева, четкие и беспощадные, словно зарисовки полевого корреспондента, отражают сюжетные события и передают отношение к ним автора. А. Т. Твардовский в своем «Возмездии» (1944) утверждал: У Сталинграда вещей битвы жар Простерся в вечность заревом кровавым. И, чуя гибель, враг от нас бежал, Гонимый вспять оружьем нашим правым. Не случайно и знаменитый русский воин Василий Теркин, образ которого в одноименной поэме А. Т. Твардовского становится воплощением сражающегося народа, стоял насмерть, но держал оборону Сталинграда в дни, «когда к Волге двинулась беда». Можно пред положить, что герой Твардовского мог иметь медаль «За оборону Сталинграда». Именно «от Москвы, от Сталинграда» погнал он фашистов «по дороге на Берлин». И в послевоенном стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1946) Твардовский с тревогой напомнит: Подсчитайте, живые, Сколько сроку назад Был на фронте впервые Назван вдруг Сталинград. «Долгие» дороги сражений Твардовский «подсчитывает» не километрами — человеческой болью, словно намечая в стихотворении «Я убит подо Ржевом» те «маршруты памяти», по которым двинулись вперед «эшелоны “лейтенантской” прозы» (И. Дедков). Она оказалась способной «запечатлеть войну во всем ее истинном, неприкрашенном обличье, неимоверном напряжении, требующем жертв, поступков и решений, от которых порой готово разорваться сердце и потом десятилетиями кровоточат душа, память, совесть». Произведения лейтенантской прозы создавались фронтовиками, бывшими рядовыми и младшими командирами, до войны не имевшими литературного опыта, да и жизненный опыт их был невелик. «Биографии многих писателей военного поколения можно пересказывать так: воевали там-то и там-то, ранены, контужены, выжили, вернулись, по истечении необходимого времени написали первые книги. Никто из них еще, кажется, не при знался, что воевал с мыслью: доживу до победы — стану писателем... Будущее прояснилось позднее; окопные и госпитальные мысли — все или не все — теперь в романах и повестях». Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В отличие от фронтовых корреспондентов армейской печати (К. Симонов, В. Гроссман, М. Шолохов и др.), Виктор Некрасов до войны не имел литературного опыта. Архитектор по образованию, в дни Сталинградской битвы он был полковым инженером и заместителем командира саперного батальона. В 1946 г. он написал «книгу о солдатах и их командире» (В. Некрасов), войдя в историю русской литературы в «армейских кирзачах». Его повесть — первое произведение «не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а участника, находившегося на переднем крае». Капитан Некрасов воспроизвел по памяти «кромешный ад окопного Сталинграда» — от Сарепты до Тракторного, когда единственным спасением было знать: «Десятый день немцы бомбят город. Бомбят — значит, там еще наши. Значит, идут бои. Значит, есть фронт». Цепкий взгляд архитектора-художника воссоздает незабываемые «военные пейзажи»: «Черный, точно выпиленный лобзиком силуэт горящего города... Черный город и красное небо. И Волга красная. “Точно кровь”, — мелькает в голове», — на фоне которых прослеживается нелегкий путь к Сталинградской победе. (из вступительной статьи Светланы Переваловой). Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда Художник Вадим Ростовцев ​​​​​​​​​​​​https://www.wildberries.ru/catalog/74634661/detail.aspx https://www.ozon.ru/product/557537216 #викторнекрасов #вокопахсталинграда #малаяклассикаречи #издательстворечь #книга #книги