Мурманская областная научная библиотека о повести Веры Пановой "Спутники"
Небольшая повесть, написанная в первом послевоенном 1946 году, - итог нескольких месяцев, проведённых в санитарном поезде…
Человеком, написавшим эту повесть, была Вера Фёдоровна Панова – журналистка пермской газеты, до этого попробовавшая себя только в драматургии и небольшом прозаическом произведении.
В её жизни были смерть отца, нужда и ранние поиски хлеба насущного, тяга к журналистике, работа с маститыми Александром Фадеевым и Николаем Погодиным, смерть репрессированного мужа, оккупация и три Сталинские премии. Первая из которых – за повесть «Спутники».
… Они оказались спутниками на той дороге, которую указала им самая страшная война, – комиссар Иван Данилов, начальник санитарного поезда доктор Белов, хирургическая медсестра Юлия Дмитриевна, санитарка Лена, прибившаяся к поезду девочка-подросток Васька и все те, кто выполнял подвиг милосердия в лишившемся милосердия мире. Те, кто запасался лекарствами, стирал постельное бельё, готовил еду для раненых и бегал на перрон купить им малины. Те, кто кидал уголь в топку паровоза, налаживал электричество, устанавливал радиоточку в перевязочной, кормил поросят и кур в приспособленном вагоне.
Обычные люди со своими привязанностями и слабостями – люди, которых та самая страшная война превратила в подвижников, заставила явить лучшие стороны и задвинуть подальше, пусть на время, трусость, эгоизм, подлость. Да-да, и подлость тоже. В повести, которую Корней Чуковский в письме к Пановой, назвал классичной, классической, противостоят друг другу добро и зло, противостоят в больших и маленьких конфликтах, из которых главнейший – конфликт Жизни и Смерти, утраченного мира и самой страшной войны. Но есть ещё подспудный, тлеющий конфликт комиссара Данилова и доктора Супругова.
Данилов – нравственный стержень повести, камертон, настраивающий всех, кто его окружает.
«… что можно фронтовому человеку, – говорит он, – то нам нельзя. Мы должны быть ангелы. Херувимы и серафимы, да. Мы – братья и сестры милосердия».
Он не лукавит. Он в самом деле так живёт, этот глубоко порядочный, жадный до новых знаний, умеющий выполнять задания и решать проблемы человек. Данилов требует от спутников полной самоотдачи, и они ему верят, потому что он делает именно то, что говорит.
Его моральный противник – доктор Супругов, бывший «ухогорлонос» и коллекционер изящных вещиц, осторожный, как чеховский «человек в футляре», потихоньку умаляющий дела Данилова, этакий крошка Цахес, с каждой главой повести становящийся всё гаже. Но даже этот тихий подлец, в котором, не переставая, воет «обезумевший зверь» самосохранения, оказывается способным ходить по городу под обстрелом и перевязывать раненых.
Супругов – отрицательный полюс «Спутников». Но писательница – наперекор ему – населила своё произведение замечательными героями.
Одна из самых пронзительных сцен повести – врачебный обход доктора Белова после получения им известия о смерти жены и дочери. Едва ли не парой-тройкой предложений Вера Панова сумела описать, как убитый горем старый человек снова превращается в собранного врача, потому что жизнь тормошит его стонами раненых, вопросами подчинённых, строчками диагнозов. Этот подвижнический труд спасает доктора. Как и надежда увидеть сына, который воюет.
Ещё один замечательный персонаж повести – медсестра Юлия Дмитриевна, непривлекательная внешне старая дева, но потрясающий профессионал, человек долга и чести. Не познавшая женского счастья, она живёт работой, а свои материнские чувства в свойственной ей суховатой манере направляет на поездного «приёмыша», девочку с мальчишеским именем Васька.
Вера Панова по очереди освещает каждого героя ярким прожектором, они вспыхивают – и уступают место другим. Они становятся живыми под авторским пером, их много, второстепенных и эпизодических, они лечат и страдают от ран, теряют близких и получают награды. Их начинаешь воспринимать почти как родных…
Повесть была дважды экранизирована. В 1965 году вышла снятая на киностудии «Ленфильм» картина «Поезд милосердия». Но она не так известна, как четырёхсерийный телефильм «На всю оставшуюся жизнь…», поставленный знаменитым в будущем театральным режиссёром Петром Фоменко и показанный в 1975 году. Этот телесериал помнят в том числе и по прекрасной, глубоко трогающей душу песне, строчка из которой дала название всему фильму. Текст писали режиссёр Пётр Фоменко и сценарист Борис Вахтин, сын Веры Пановой, музыку сочинил замечательный композитор Вениамин Баснер.
Источник: https://dzen.ru/media/mnauchka/sputniki-ili-bratia-i-sestry-miloserdiia-very-panovoi-5eb556c69ad7a1537819ddef
Вера Панова. Спутники
Рисунки Валентины Петровой
Книга в продаже:
https://www.wildberries.ru/catalog/68902602/detail.aspx
https://www.ozon.ru/product/519864544
#верапанова #спутники #воткакэтобыло #издаельстворечь #валентинапетрова